
Часть 1.
Кризисы случаются в нашей жизни. С этим
нужно смириться. И то, как мы из этих кризисов
выбираемся, как их проходим, становится одной
из важнейших задач выживания человека в
современном мире.
Мой способ выхода из кризиса сильно
эволюционировал за последние 20 лет. Спасибо
моим наставниками и опыту. Он появился из-за
того, что я часто оказывался в кризисной
ситуации по собственной инициативе – прежде
всего в работе, беря на себя сверхамбициозные
задачи.
В основе сегодняшней концепции выхода из кризиса, которую я использую, лежит теория Ричарда Бекхарда. Он основал направление организационного развития в 1950-1960-х годах. Бекхард со своим коллегой Дэвидом Глейчером разработал формулу, описывающую условия, при которых в организации происходят изменения. Я применяю эту формулу из бизнеса в личной жизни.
Согласно этой формуле, для перемен в чем бы то ни было необходимо наличие 3 компонентов:
- Н – неудовлетворенность текущим состоянием/ситуацией, а также осознание внутренней потребности изменений.
- В – видение желаемого будущего состояния, определение новых целей.
- ПШ – первые конкретные шаги по направлению к изменению ситуации, к достижению целей.
Если проще говорить, чтобы выйти из кризиса нужно:
- Понять и принять, что ты в кризисе и не хочешь здесь находиться.
- Определить цели – а что я хочу на самом деле?
- Начать действовать, работать, делать маленькие шаги по достижению этих целей.
Часть 2
Нам часто мешают эмоции, чтобы мы смогли определить, реально ли сейчас находимся в кризисе или нам это кажется. Поэтому, важная задача — убрать эмоции и перевести мысли в рациональный вид. Так решение будет максимально взвешенным.
Что я делаю в этом случае?
Возьмем, например, процесс смены работы: вы остались без работы и вам сделали новое предложение, но оно не кажется однозначно положительным. Вы сомневаетесь принимать предложение или нет. В итоге предложение принимаете и выходите на работу, при этом продолжая сомневаться: правильно ли я поступил?!
Что можно сделать для трезвого анализа ситуации:
- Прописать критерии, которые важны в текущей ситуации. Например: наличие интересных задач, возможность действовать – полномочия, поддержка руководителя – спонсор изменений, соблюдение договоренностей по доходу…
- Дальше делаем таблицу, где строки – это критерии, а столбцы – это дни или недели. Каждый день или каждую неделю нужно оценивать свою удовлетворенность работой по критериям из таблицы. Тем самым, переводить эмоции в рациональные оценки.
- Для оценки общей ситуации по итогам недели/двух определите порог – минимальную сумму оценок, при которой вы примите решение уйти с этой работы.
Вы можете использовать это подход к разным ситуациям, которые вас не удовлетворяют: партнерство в бизнесе, личные отношения, обучение и т.д.
Часть 3
А что я хочу на самом деле, как понять куда идти и определить способ движения к цели?
Алгоритм простой и легко повторимый:
Шаг 1.
Определить направление, по которым важно достигнуть прогресса – это
могут быть финансы, карьера, отношения в семье, отдых, спорт и т.д.
Выбрать от 5 до 8 направлений, по которым хотите изменений.
Шаг 2
По каждому направлению прописать цели на несколько временных отрезков.
Для ситуации «выход из кризиса», я предлагаю использовать более
короткие отрезки: 1 месяц, 3 месяца, 1 год, 3 года. Цели, конечно,
описываю в формате SMART.
Шаг 3
По каждому направлению составить Бэклог — список всех возможных задач,
которые в данный момент придется выполнить по направлению для
достижения целей. Пишите туда все, что сейчас кажется верным сделать
для развития в этом направлении. В качестве задачника можно
использовать Trello.
Шаг 4
Составить СПРИНТ на неделю – набор задач, которые вы планируете
выполнить на этой неделе. СПРИНТ — один без направлений, туда
набираются из разных Бэклогов наиболее актуальные задачи.
Шаг 5
Каждый день выбирать задачи на день из спринта и выполнять их.
Выполненные, можно отмечать зеленым цветом для наглядности.
Шаг 6
В конце недели подвести итоги выполнения спринта и создать новый
спринт на следующую неделю. Также дополнить Бэклоги новыми
актуальными задачами.
Вот таким образом, маленькими шагами можно формировать видение желаемого состояния и начинать движение к ним. Попробуйте, вам понравится!
Часть 4
Технология активации действий.
Это технология, чтобы начать действовать, начать работать и не бросать начатое, когда сталкиваешься с трудностями. Ее суть в том, чтобы ответить на ряд вопросов:
- Какие у меня будут приоритеты на данный период кризиса?
- Зачем мне этим заниматься?
Это очень важный вопрос. Ответ на него поможет сохранить мотивацию в тот момент, когда появятся сложности и поддержит мотивацию к «не бросанию» начатого.
- Что мне стоит сделать в первую очередь? Составить план действий по каждому из приоритетных направлений.
- Что я могу сделать уже сегодня? Составить план действий на сегодняшний день.
В итоге надо сделать список своих приоритетов на ближайшие месяцы и определить первые действия. Например, вы можете составить КАРТУ ЦЕЛЕЙ.