БЛОГ

Я убежден, что эффективный руководитель просто умеет правильно выбирать инструменты. Нет преимущества ни у тейлористов, ни у поклонников Agile

Что такое «эхо впечатлений» и почему всем нужен второй шанс?

Трансформация

В восьмом классе я хорошо учился, но плохо себя вел. Родителей постоянно вызывали в школу. И когда началось распределение по трем классам — математический, гуманитарный и обычный, то лучших учителей и толковых учеников взяли в математический класс, меня отправили в обычный. Никто не хотел связываться с хулиганом. Я злился, не понимал, почему ко мне так отнеслись. Удалось уговорить, чтобы меня взяли на испытательный срок в маткласс.

Но всегда ли мы понимаем, что о нас сложилось не лучшее впечатление? Я работал в крупнейшей девелоперской компании - лидере рынка, амбициозный план по продажам выполнялся, хотя на старте в него не верили, — мне казалось, что все идет отлично. А потом коллег и подчиненных попросили оценить меня как руководителя. Использовался метод 360°, который призван помочь человеку составить о себе независимое мнение. Коммуникацию со мной оценили крайне низко. Меня вызвал директор по персоналу, сообщил об этом и предложил поработать с коучем. Я был страшно обижен, хотелось возмутиться: «Результаты есть, что вам еще нужно?!». Но я подумал, что это мой шанс измениться или хотя бы убедиться, что достигать бизнес-целей можно и другими способами, не так, как это делал я.

Коуч помог мне найти эти другие способы, а главное — понять, что они необходимы. Есть так называемая черная триада лидерства, в нее входят нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Во мне ярко читался макиавеллизм - жажда достижения целей любыми способами, независимо от того, как это сказывается на окружающих. Я стал работать с этим, но люди не очень склонны давать второй шанс или пересматривать свое представление о человеке. На первых сессиях обратной связи я давал слишком много замечаний, вновь усложнял работу, меня воспринимали по-старому. Эхо того впечатления, что я успел создать, еще звучало, хотя я твердо был намерен измениться и уже начал это делать.

«Эхо впечатлений» — это то, что сопровождает ваш образ. На рынке у вас может быть репутация серьезного игрока или ценного профессионала, но вас не посоветуют другу, который ищет место работы. Или не удивятся, если кто-то не уходит, а просто убегает из вашей команды. Возможно, вы уже поменяли стиль поведения, но о вас судят по уже сложившемуся представлению. Не лишайте ни людей, ни компании второго шанса — все способны измениться! Тем более сейчас, когда метаболизм у общества, технологий, личностей просто фантастический. Мы постоянно перерабатываем, пересобираем себя — кто этого не делает, остается за бортом.

Объективная оценка и самооценка в таком деле — шаг номер один. Вы можете получить обратную связь методом 3600 или любым другим. Например, в СКОЛКОВО, где я сейчас учусь, меня и остальных участников Executive coaching познакомили с практикой под названием «День с тенью». Вам нужно провести целый день с человеком, наблюдая за ним и записывая в дневник свои мысли и чувства. По итогам этого дня готовится отчет из трех разделов:

  1. О напарнике: что понравилось, где зона его развития?
  2. О компании: какая она, что удивило?
  3. О себе: что понял, сравнивая, соглашаясь и отстраиваясь от партнера?

В итоге вы обмениваетесь отчетами, получаете обратную связь, но гораздо важнее навык наблюдения, глубокого слушания, анализа - тогда инсайты о себе и компании неизбежны.

Для меня эта практика оказалась откровением. Моим партнером была девушка, собственник юридического бизнеса в Петербурге, сама она живет в Москве, ведет сессии с предпринимателями и помогает им увеличить доход, а еще занимается боксом. Для нас обоих это было упражнение — откровение, которое поразило в том числе ценностью мыслей, которые приходят к тебе про тебя в процессе наблюдений за другими. Например, я отметил про себя, что легко даю советы, не всегда глубоко разобравшись в вопросе, не дав самому человеку понять, что происходит и что стоит делать. Второй инсайт - у любого обучения есть обратная петля, отрицательные или ограничивающиеся последствия, что важно учитывать. Кто осведомлён, тот вооружён.

Как сделать так, чтобы «эхо впечатлений» не настигало? Один из способов — создать еще более яркое впечатление! Например, я обожаю ПиР — крупнейшую в России конференцию, посвященную профессиональному и личному развитию. В 2016 г. я участвовал в ней в качестве зрителя, а в 2017 и 2018 гг., вместе с Альбертом Тютиным, был организатором секции «Продажи». На ПиРе всех интересует личная эффективность, счастье, никто не хочет слушать о продажах, поэтому нам пришлось делать из секции события! В первый раз мы открыли «Варьете продаж» — презентация в формате TED по мотивам Булгакова, я играл роль кота Бегемота, Альберт — Коровьева. Во второй раз устроили выборы лучшего тренера по продажам в декорациях американских выборов: я был загримирован под Трампа, Альберт — под Обаму, была у нас и Хилари Клинтон, спикерам давалось не больше 10 минут... Никогда со мной не фотографировались так много! И, пожалуй, никогда до этого не слушали о продажах так увлеченно и с таким настроением!

Пусть ваше «эхо» будет гармоничным, друзья!