Модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения
Главная / Блог / Модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения
Модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения

Модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения

Время чтения: 6 мин
29/06/2024

Модель Киркпатрика – это система, разработанная Дональдом Киркпатриком в 1959 году и до сих пор широко применяемая в мировой практике. Она предлагает четыре уровня оценки: реакция, обучение, поведение и результат. Постепенное движение от одного уровня к другому позволяет получить полную картину о том, насколько успешно прошло обучение и какие изменения произошли у них.

Введение в модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения

Модель Киркпатрика была разработана в 1959 году и до сих пор широко используется в образовательных учреждениях. Она предлагает четыре уровня оценки эффективности обучения: реакцию, обучение, перенос и результат.

Первый уровень оценки – реакция – определяет, как сотрудники реагируют на представленную им информацию и методы обучения. Измеряется степень удовлетворенности сотрудников обучением, их интерес и мотивация. На этом уровне используются различные инструменты, такие как анкеты и опросы, для сбора данных о реакции.

Второй уровень оценки – обучение – оценивает изучение и усвоение материала. Здесь измеряется, насколько хорошо работники осваивают новые знания и навыки, их способность применять их на практике. Для оценки обучения часто используются тесты, задания и практические упражнения.

Третий уровень оценки – перенос – определяет, насколько успешно сотрудники могут применить полученные знания и навыки в реальной жизни или на рабочем месте. Здесь оценивается перенос обучения на практику и обнаружение того, насколько эффективно они могут использовать свои знания в различных ситуациях.

Четвертый уровень оценки – результат – фокусируется на достижении конечных целей обучения. Оценивается, насколько успешно они достигают желаемых результатов, какие изменения произошли в их поведении или профессиональном развитии. При оценке результата могут использоваться реальные проекты, портфолио или другие способы демонстрации достижений.

Подготовка и планирование оценки эффективности обучения с использованием модели Киркпатрика

Первым шагом является определение целей и задач обучения. Необходимо четко определить, что именно требуется достичь через обучение и какие конкретные навыки или знания должны быть освоены. Определение целей и задач является основой для последующих этапов оценки эффективности.

Далее следует выбор подходящих для оценки методов и инструментов. В зависимости от поставленных целей, можно выбрать методы, такие как анкеты, интервью, тесты, наблюдение и т.д., для оценки каждого из аспектов.

После выбора методов необходимо разработать инструменты оценки. Это могут быть опросники, интервью-сценарии, критерии оценки и другие инструменты, которые позволят собрать необходимую информацию. Важно при разработке инструментов учитывать цели и задачи обучения, а также применять проверенные и надежные методики.

При планировании оценки необходимо также определить время и место проведения, а также участников процесса. В зависимости от масштаба и специфики обучения, может потребоваться проведение оценки на разных этапах обучения и с разными группами участников.

Наконец, важно также учитывать этические аспекты оценки. Обучение должно быть оценено с соблюдением принципов конфиденциальности и на основе согласия участников. Также необходимо предоставить обратную связь и выработать рекомендации для улучшения обучения на основе полученных результатов.

Подготовка и планирование оценки эффективности обучения с использованием модели Киркпатрика являются важными этапами, которые позволяют достичь точных и обоснованных результатов.

Применение модели Киркпатрика на практике: примеры и рекомендации

В последние годы модель Киркпатрика стала широко применяться в рабочих процессах для оценки эффективности обучения. Она позволяет оценить результаты обучения сотрудников на основе четырех основных критериев: реакция, обучение, поведение, результат. В этом подразделе мы рассмотрим примеры и рекомендации по применению модели Киркпатрика на практике.

Примеры применения модели Киркпатрика могут включать оценку эффективности учебных материалов, курсов и программ обучения сотрудников. Например, можно провести опрос среди работников после завершения курса для оценки их общего восприятия и удовлетворенности этим курсом. Это позволит разработчикам учебных материалов получить обратную связь и внести необходимые изменения для повышения качества обучения.

Другим примером применения модели Киркпатрика может быть оценка эффективности методов преподнесения материала. Например, можно использовать вопросники и наблюдения для оценки того, насколько хорошо работники понимают объяснения или насколько активно они участвуют в дискуссиях. Это позволит точно определить, какие методы преподнесения материала наиболее эффективны и что может быть улучшено.

Рекомендации по применению модели Киркпатрика включают в себя:

  1. Ясно определите цели и задачи обучения перед тем, как использовать модель Киркпатрика. Понимание того, что вы хотите достичь, поможет вам выбрать наиболее подходящие методы оценки.
  2. Используйте разнообразные методы оценки для получения полной картины эффективности обучения. Например, помимо опросов можно использовать тесты, тесты производительности и прослушивания.
  3. Анализируйте полученные данные и используйте их для принятия решений по улучшению обучения. Регулярная оценка и анализ данных помогут вам видеть тенденции и идентифицировать слабые места, которые требуют корректировки.
  4. Вовлекайте их в процесс оценки эффективности обучения. Запросите их мнение и предложения по улучшению. Участие сотрудников поможет вам получить более полную и объективную картину эффективности обучения.

В целом, применение модели Киркпатрика в области обучения может быть очень полезным инструментом для оценки эффективности повышения профессионализма среди сотрудников. В результате , данная модель выступает в качестве отличного решения для реализации планов организации, в частности, для увеличения ее доходов.

Почему модель Киркпатрика иногда называют моделью «Киркпатрика-Филлипса»

В период 1970-1980 годов модель, предложенная Киркпатриком, завоевала широкое признание. Однако, в 1990-х годах, Джек Филлипс, занимаясь бизнес-консультированием в США, предложил ее доработку, добавив пятый уровень — оценку финансовой выгоды. Это дополнение, а именно интеграция коэффициента ROI (возврат инвестиций), подразумевает анализ эффективности обучения с точки зрения финансовой выгоды, пытаясь сопоставить затраты на программу с выручкой, получаемой благодаря повышению квалификации персонала. Данный аспект подчеркивает важность не только измерения качества, но и оценки экономической целесообразности инвестиций в образование. Именно поэтому обновленная версия стала известна как модель Киркпатрика-Филлипса, или же модель ROI Филлипса, благодаря акценту на отдаче от инвестиций.
Хотя порой принято объединять две отдельные модели обучения и оценки в одну, именно называемую «модель Киркпатрика-Филлипса», этого делать не стоит. Важно подчеркнуть, что внесение Джеком Филлипсом дополнений в модель Киркпатрика носило более глубокий характер, чем простое добавление нового критерия: он не только предложил новый уровень для оценки, но и обогатил уже существующие категории новыми методиками анализа. Специфически, он внедрил анализ причин, по которым работникам не удавалось внедрить в практику полученные знания на уровне поведенческих изменений, и на этапе оценки результативности, Филлипс значительно расширил набор инструментов для оценки. Следовательно, утверждение о том, что Филлипс просто дополнил существующую модель Киркпатрика, минимизирует его вклад и значение его инноваций.

Как внедрить модель в практику?

Определите бизнес-цели и цели для уровней оценки

Модель Киркпатрика ставит для отделов обучения и развития задачу, которая на первый взгляд может показаться не очень очевидной: обучение сотрудников не всегда способно устранить имеющиеся трудности. Рассмотрим ситуацию: заказчики часто сталкиваются с проблемой высокой текучести кадров и низкой выручки из-за быстрого выгорания своих специалистов по продажам, обусловленного высокой нагрузкой на работе. В таких случаях может возникнуть мнение, что специализированный курс по борьбе с выгоранием и развитию навыков самоподдержки станет решением. Однако, более глубокий анализ обычно показывает, что настоящая причина проблем – в нереалистичных ожиданиях управленцев, невыполнимых целях, а также отсутствии желания со стороны руководства вносить изменения в текущую ситуацию.

Определите варианты и создайте систему сбора обратной связи

По возможности реализуйте автоматический процесс для сбора отзывов, что представляет удобство как для вас, так и для участников программы обучения. Важно также выделить время для обратной связи в конце мероприятия, например тренинга или вебинара, что увеличивает шансы на то что её не забудут предоставить.

Таким образом, модель Киркпатрика кажется уместной в существующей реальности бизнеса. Используя ее сильные стороны можно с уверенностью ждать исключительных успехов от компании.

 

Гибридное управление 2.0
Как управлять офисными и удаленными сотрудниками,
чтобы достигать большего и уходить с работы вовремя

Вопрос или задача, которую нужно решить

Нажимая на кнопку "отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных

Обсудить проект для твоего бизнеса