Как выйти из кризиса? - Андрей Останин
20 марта 2021 |
Как выйти из кризиса?
Читать 5 минут

Часть 1.

кризис

Кризисы случаются в нашей жизни. С этим
нужно смириться.
И то, как мы из этих кризисов
выбираемся, как их проходим, становится одной
из важнейших задач выживания человека в
современном мире.

Мой способ выхода из кризиса сильно
эволюционировал за последние 20 лет. Спасибо
моим наставниками и опыту. Он появился из-за
того, что я часто оказывался в кризисной
ситуации по собственной инициативе – прежде
всего в работе, беря на себя сверхамбициозные
задачи.

В основе сегодняшней концепции выхода из кризиса, которую я использую, лежит теория Ричарда Бекхарда. Он основал направление организационного развития в 1950-1960-х годах. Бекхард со своим коллегой Дэвидом Глейчером разработал формулу, описывающую условия, при которых в организации происходят изменения. Я применяю эту формулу из бизнеса в личной жизни.

Согласно этой формуле, для перемен в чем бы то ни было необходимо наличие 3 компонентов:

  • Н – неудовлетворенность текущим состоянием/ситуацией, а также осознание внутренней потребности изменений.
  • В – видение желаемого будущего состояния, определение новых целей.
  • ПШ – первые конкретные шаги по направлению к изменению ситуации, к достижению целей.

Если проще говорить, чтобы выйти из кризиса нужно:

  1.  Понять и принять, что ты в кризисе и не хочешь здесь находиться.
  2.  Определить цели – а что я хочу на самом деле?
  3.  Начать действовать, работать, делать маленькие шаги по достижению этих целей.

 

Часть 2

Нам часто мешают эмоции, чтобы мы смогли определить, реально ли сейчас находимся в кризисе или нам это кажется. Поэтому, важная задача — убрать эмоции и перевести мысли в рациональный вид. Так решение будет максимально взвешенным.

Что я делаю в этом случае?

Возьмем, например, процесс смены работы: вы остались без работы и вам сделали новое предложение, но оно не кажется однозначно положительным. Вы сомневаетесь принимать предложение или нет. В итоге предложение принимаете и выходите на работу, при этом продолжая сомневаться: правильно ли я поступил?!

Что можно сделать для трезвого анализа ситуации:

  1. Прописать критерии, которые важны в текущей ситуации. Например: наличие интересных задач, возможность действовать – полномочия, поддержка руководителя – спонсор изменений, соблюдение договоренностей по доходу…
  2.  Дальше делаем таблицу, где строки – это критерии, а столбцы – это дни или недели. Каждый день или каждую неделю нужно оценивать свою удовлетворенность работой по критериям из таблицы. Тем самым, переводить эмоции в рациональные оценки.
  3.  Для оценки общей ситуации по итогам недели/двух определите порог – минимальную сумму оценок, при которой вы примите решение уйти с этой работы.

Вы можете использовать это подход к разным ситуациям, которые вас не удовлетворяют: партнерство в бизнесе, личные отношения, обучение и т.д.

 

Часть 3

А что я хочу на самом деле, как понять куда идти и определить способ движения к цели?

Алгоритм простой и легко повторимый:

Шаг 1.

выйти из кризиса

Определить направление, по которым важно достигнуть прогресса – это
могут быть финансы, карьера, отношения в семье, отдых, спорт и т.д.
Выбрать от 5 до 8 направлений, по которым хотите изменений.

Шаг 2

По каждому направлению прописать цели на несколько временных отрезков.
Для ситуации «выход из кризиса», я предлагаю использовать более
короткие отрезки: 1 месяц, 3 месяца, 1 год, 3 года. Цели, конечно,
описываю в формате SMART.

Шаг 3

По каждому направлению составить Бэклог – список всех возможных задач,
которые в данный момент придется выполнить по направлению для
достижения целей. Пишите туда все, что сейчас кажется верным сделать
для развития в этом направлении. В качестве задачника можно
использовать Trello.

Шаг 4

Составить СПРИНТ на неделю – набор задач, которые вы планируете
выполнить на этой неделе. СПРИНТ – один без направлений, туда
набираются из разных Бэклогов наиболее актуальные задачи.

Шаг 5

Каждый день выбирать задачи на день из спринта и выполнять их.
Выполненные, можно отмечать зеленым цветом для наглядности.

Шаг 6

В конце недели подвести итоги выполнения спринта и создать новый
спринт на следующую неделю. Также дополнить Бэклоги новыми
актуальными задачами.

Вот таким образом, маленькими шагами можно формировать видение желаемого состояния и начинать движение к ним. Попробуйте, вам понравится!

 

Часть 4

Технология активации действий.

Это технология, чтобы начать действовать, начать работать и не бросать начатое, когда сталкиваешься с трудностями. Ее суть в том, чтобы ответить на ряд вопросов:

  • Какие у меня будут приоритеты на данный период кризиса?
  • Зачем мне этим заниматься?

Это очень важный вопрос. Ответ на него поможет сохранить мотивацию в тот момент, когда появятся сложности и поддержит мотивацию к «не бросанию» начатого.

  • Что мне стоит сделать в первую очередь? Составить план действий по каждому из приоритетных направлений.
  • Что я могу сделать уже сегодня? Составить план действий на сегодняшний день.

В итоге надо сделать список своих приоритетов на ближайшие месяцы и определить первые действия. Например, вы можете составить КАРТУ ЦЕЛЕЙ. 

Life 2.0
Онлайн-курс о том, как использовать бизнес-инструменты в личной жизни, реализовать свой потенциал и повысить уровень счастья