Что представляют под собой когнитивные предубеждения в обучении - Андрей Останин
Главная / Блог / Что представляют под собой когнитивные предубеждения в обучении
Что представляют под собой когнитивные предубеждения в обучении

Что представляют под собой когнитивные предубеждения в обучении

Время чтения: 6 мин
30/07/2023

Обучение – это процесс, который сопровождается не только приобретением знаний, но и формированием определенных убеждений. Однако, часто сотрудники подвергаются влиянию когнитивных предубеждений, которые могут повлиять на качество образования.

Что такое когнитивные предубеждения в обучении сотрудников?

Когнитивные предубеждения в обучении сотрудников – это неосознаваемые мыслительные шаблоны, которые могут привести к некачественному образованию и ограничению потенциала учащихся. Представления, стереотипы и даже отсутствие знаний могут возникать на основе религиозных, социальных и культурных факторов.

Один из таких шаблонов – это фиксированный подход к знаниям. Люди могут думать, что они либо имеют определенный талант или нет, и не понимают, что способности можно развить через труд и упорство.

Еще одно распространенное представление – это вера в то, что все люди учатся одинаково быстро. Некоторые люди могут нуждаться в большем количестве времени для понимания материала или использования альтернативных методов обучения.

Негативная самооценка также может препятствовать успешной учебе. Люди могут верить, что не способны к обучению и перестают пытаться учиться.

4 принципа андрагогики М. Ноулза

Малкольм Ноулз, один из основателей теории андрагогики – науки обучения взрослых, разработал четыре принципа, которые помогают учителям и тренерам учитывать когнитивные предубеждения своих сотрудники при разработке программ обучения.

  1. Учет опыта

Первый принцип заключается в том, что учителя должны учитывать опыт своих сотрудников. Они могут использовать этот опыт для создания более эффективных методов обучения.

  1. Самостоятельный выбор

Второй принцип состоит в том, что сотрудники должны иметь возможность выбирать то, что они хотят изучить. Это позволяет им более активно участвовать в процессе обучения и повышает интерес к предмету.

  1. Адаптированный подход

Третий принцип заключается в том, что программы обучения должны быть адаптированы под конкретную группу. Такой подход позволяет учителям сделать материал более доступным и понятным для всех.

  1. Ориентация на практику

Четвертый принцип андрагогики заключается в том, что учителя должны использовать практические задания и реальные ситуации для обучения. Это помогает лучше понимать материал и применять его на практике.

Предубеждение подтверждения

Одним из наиболее распространенных когнитивных предубеждений в обучении является предубеждение подтверждения. Оно заключается в том, что мы склонны искать только те факты и доказательства, которые подтверждают наши уже сформированные убеждения. Остальные же факты будут игнорироваться. Все это в обязательном порядке ведет к проблемам в ходе образовательного процесса. К примеру, сотрудник может “застрять” в собственных убеждениях и не получить нужные знания, которые ему потребуются на новом этапе работы.

Чтобы не допускать подобного, важно уметь бороться с предубеждениями. В частности, потребуется осознать, что такая проблема у вас имеется. Затем следует активно работать над развитием критического мышления и способности рассматривать все аргументы и факты, даже если они противоречат нашим убеждениям.

Эффект знакомства с объектом

Один из наиболее распространенных когнитивных предубеждений, которое может повлиять на процесс обучения, – эффект знакомства с объектом. Этот эффект заключается в том, что мы склонны относиться более положительно к людям или объектам, с которыми мы уже знакомы.

В контексте обучения это может проявляться следующим образом: учителя и преподаватели могут неосознанно относиться более благоприятно к сотрудникам, которые учатся, чем к новичкам. В частности, они помогают им с усвоением материала, оказывают поддержку, при этом новичкам приходится справляться с работой и учебой самостоятельно.

Также этот эффект может проявляться и в поведении персонала, которые проходят обучение. Если у них уже сложилось положительное мнение о какой-то теме или концепции до начала изучения её в классе, то они будут склонны к более благоприятной реакции на эту тему. В то же время новая информация может быть оценена ими менее высоко.

Эффект якоря

Этот эффект заключается в том, что первоначально представленная информация (якорь) оказывает большое влияние на последующее принятие решений и оценку ситуации.

К примеру, когда сотрудника не похвалили, а он, вместо того, чтобы начать искать проблему в своих действиях в каждой конкретной ситуации, начинает больше зарываться в себе и своих личностных характеристиках. Это ведет его ко “дну”, не позволяя развиваться в будущем.

Склонность к сохранению статус-кво

Одним из наиболее распространенных предубеждений в обучении является склонность к сохранению статус-кво. Это означает, что мы часто стремимся сохранить существующие знания и убеждения, а не принимать новую информацию и пересматривать свои взгляды. Именно таким “страдают” профессионалы, которые уже заслужили для себя похвалу общественности и не собираются приобщаться к чему-то новому и современному.

Склонность к сохранению статус-кво может проявляться в различных ситуациях. Например, если учитель объясняет новый материал, то сотрудники могут отвергать его или не понимать его, потому что он противоречит их текущим знаниям. Также это может происходить при обсуждении сложных тем, где люди защищают свои точки зрения, не желая рассмотреть другие аргументы.

Чтобы преодолеть эту склонность, необходимо осознавать ее наличие и активно работать над изменением своих мыслей. Важно быть открытым для новой информации и готовым пересмотреть свое мировоззрение при получении новых фактов и данных.

“Проклятие знаний”

Когнитивные предубеждения могут стать настоящим проклятием для обучающихся и преподавателей. В процессе обучения часто возникают ситуации, когда знания, полученные в прошлом, могут оказаться препятствием для дальнейшего развития.

Это явление называется “проклятием знаний”. Оно заключается в том, что человек существующие у него знания и опыт пытается применить к новой задаче или ситуации, не учитывая ее специфики и особенности. Это может привести к неверным выводам и ошибочным решениям.

Эффект авторитета

Одним из наиболее распространенных когнитивных предубеждений в обучении является эффект авторитета. Этот эффект заключается в том, что мы склонны доверять мнению и советам людей, которые имеют высокий статус или авторитет в определенной области знаний.

Этот эффект может быть особенно проблематичным в контексте образования, так как он может приводить к тому, что обучающиеся будут слепо следовать мнению учителя или преподавателя без необходимости критически оценивать информацию. Это может привести к тому, что они не будут развивать свои собственные способности анализировать и оценивать информацию самостоятельно.

Чтобы избежать этого эффекта, учителя и преподаватели должны поощрять тех, кого обучают, задавать вопросы и критически анализировать информацию. Они также должны помочь им развить навыки самостоятельной работы и исследования, чтобы они могли получить более глубокое понимание материала.

Кроме того, учителя и преподаватели должны быть готовы признать свои ошибки и не иметь страха высказывать свое мнение. Это поможет ученикам понять, что никто не является абсолютным экспертом в каждой области знаний и что критический подход к информации является важной частью процесса обучения.

В целом, эффект авторитета может быть преодолен путем поощрения критического мышления и самостоятельности учеников, а также путем создания открытой и динамичной образовательной среды, которая приветствует различные точки зрения и мнения.

Разрыв в эмпатии

Одним из наиболее распространенных когнитивных предубеждений, которые могут повлиять на обучение, является разрыв в эмпатии. Этот предубеждение проявляется в том, что преподаватель не учитывает индивидуальные потребности и не способен понять его точку зрения.

Разрыв в эмпатии может произойти по разным причинам. Некоторые преподаватели могут считать, что все сотрудники должны иметь одинаковые возможности для обучения и получения оценок. В результате они игнорируют потребности тех сотрудников, которые нуждаются в дополнительной помощи или подходят к обучению по-разному.

Таким образом, в ходе обучения сотрудников имеется множество “подводных камней”. Если руководитель будет понимать их, сумеет вовремя распознать и показать то, каким образом их можно преодолеть, то проблем с усвояемостью материала и будущей работой не должно возникать.

Создание корпоративного
онлайн-университета
под ключ

Вопрос или задача, которую нужно решить

Нажимая на кнопку "отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных

Обсудить проект для твоего бизнеса