Как правильно ставить цели: эффективные техники, которые ведут к успеху - Андрей Останин
Главная / Блог / Как правильно ставить цели: эффективные техники, которые ведут к успеху
Как правильно ставить цели: эффективные техники, которые ведут к успеху

Как правильно ставить цели: эффективные техники, которые ведут к успеху

Время чтения: 4 мин
20/05/2024

Важность постановки личных целей

Исследование, проведенное в 1979 году в крупном университете, показало, что лишь 3% выпускников бизнес-школы четко формулировали и записывали свои цели и планы на будущее. Через 10 лет выяснилось, что эти 3% зарабатывали в среднем в 10 раз больше, чем остальные выпускники. Этот пример отлично иллюстрирует важность не только обдумывания целей, но и их конкретизации на бумаге.

Стратегические цели

Стратегические цели – это система главных ориентиров для развития бизнеса в долгосрочном периоде. Хотя их приоритетность уникальна для каждой сферы и даже для каждого отдельного бизнеса, существует общий пул, который подходит для большинства компаний. Наиболее распространенные общие бизнес-цели: доля рынка, выручка, рентабельность, прибыль, NPS, коммерческие и административные затраты.

Технология OKR

Следующая технология называется OKR (Objectives and Key Results) – система постановки целей, которую используют в таких крупных компаниях, как Google. Этот подход позволяет добиться искренней вовлеченности сотрудников в достижение амбициозных целей. Система OKR состоит из двух частей:

  • Цель – это описание того, чего именно вы хотите добиться. Они должны быть короткими, понятными, вдохновляющими и вовлекающими, являясь одновременно и мотивацией, и вызовом.
  • Ключевые результаты – это набор метрик с изменяющимися значениями для каждой цели. Обычно учитывается 3-5 конкретных результатов, если их будет больше, никто их просто не запомнит.

Показатели KPI

Ключевые показатели эффективности (KPI) – это числовые показатели деятельности, которые помогают оценить степень достижения целей и задач в разные моменты времени. Этот инструмент позволяет контролировать работу отдельных людей и целых групп и подразделений бизнеса.

Правила постановки целей

Разберитесь во множественности целей

Обычно у человека есть одна главная цель (миссия), ответ на вопрос «Зачем я живу?», и несколько вспомогательных целей для планирования по различным направлениям жизни: финансовые, здоровье, материальные, личные взаимоотношения, бизнес/карьера, приобретение знаний и навыков, путешествия, личное и духовное развитие, социальная вовлеченность.

Ставьте цели из будущего

Чтобы корректно поставить цель, нужно отмотать время назад и понять, к чему вы хотите прийти через 25 лет, затем через 3 года, а потом через 1 год.

Определите подходящий уровень цели

Существует три уровня целей: исторический (сравнение с собой прошлым), относительный (сравнение с рынком, коллегами) и абсолютный (сравнение с лучшими примерами на рынке или в мире). Выбор зависит от ситуации и ваших амбиций.

Определяйте цель как результат

Цель – это ожидаемый итог деятельности, а не сами действия. Например, в продажах целью является покупка клиентом, а не действия по заинтересовыванию, убеждению и выяснению потребностей.

Соблюдайте критерии постановки целей

Цели должны быть конкретными и ясными, измеримыми, достижимыми, актуальными и согласованными с другими целями, определенными во времени и заряжающими, как награда.

Мыслите масштабнее

Большинство людей не могут думать масштабно, потому что действуют с позиции «что я могу». Правильным считается вопрос «что я хочу делать». Примеры стратегических финансовых целей компаний показывают, что такое амбициозная цель.

Проверка целей на истинность

Обязательно нужно проверять ваши замыслы на так называемых «оборотней». Зафиксируйте ваши цели и спросите себя: «Зачем мне это надо? Почему и для чего я хочу этого?». Если за желаемыми вещами и событиями стоят чувства и переживания, которые вы с ними связываете, тогда ваша цель изменится.

Критерии измерения движения к целям

Чтобы следить за прогрессом в достижении целей, вы должны анализировать множество метрик: доходы, удовлетворенность семьей, количество выходных и другие важные показатели. Это ваша «приборная панель», на которой вы ищете триггеры для корректировки целей и действий.

Расстановка приоритетов

Человек не может совершать одновременно много действий, идти к двум десяткам целей и заниматься всем подряд. Необходимо выделить приоритетные цели и определить, что и в каком порядке делать. Классический метод – нарисовать «колесо баланса», где вы оцениваете свое развитие по разным направлениям и выбираете 3 наиболее приоритетных, которые стоит начать выполнять в первую очередь.

Правильная постановка целей, их проверка на истинность, определение критериев измерения движения и расстановка приоритетов – все это поможет вам эффективно планировать свои успехи на ближайшее будущее и в долгосрочной перспективе.

Вопрос или задача, которую нужно решить

Нажимая на кнопку "отправить" вы даете согласие на обработку персональных данных

Обсудить проект для твоего бизнеса