Что такое «эхо впечатлений» и почему всем нужен второй шанс?
В 8 классе я хорошо учился, но плохо себя
вел. Родителей постоянно вызывали в школу.
И когда началось распределение по трем
классам — математический, гуманитарный и
обычный, то лучших учителей и толковых
учеников взяли в математический класс,
меня отправили в обычный.
Никто не хотел связываться с хулиганом.
Я злился, не понимал, почему ко мне так
отнеслись. Удалось уговорить, чтобы меня
взяли на испытательный срок в маткласс.
Но всегда ли мы понимаем, что о нас сложилось не лучшее впечатление?
Я работал в крупнейшей девелоперской компании — лидере рынка, амбициозный план по продажам выполнялся, хотя на старте в него не верили. Мне казалось, что все идет отлично. А потом коллег и подчиненных попросили оценить меня как руководителя. Использовался метод 360°, который призван помочь человеку составить о себе независимое мнение. Коммуникацию со мной оценили крайне низко. Меня вызвал директор по персоналу, сообщил об этом и предложил поработать с коучем. Я был страшно обижен, хотелось возмутиться: «Результаты есть, что вам еще нужно?!». Но я подумал, что это мой шанс измениться или хотя бы убедиться, что достигать бизнес-целей можно и другими способами, не так, как это делал я.
Коуч помог мне найти эти другие способы, а главное — понять, что они необходимы.
Есть так называемая черная триада лидерства, в нее входят нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Во мне ярко читался макиавеллизм — жажда достижения целей любыми способами, независимо от того, как это сказывается на окружающих. Я стал работать с этим, но люди не очень склонны давать второй шанс или пересматривать свое представление о человеке. На первых сессиях обратной связи я давал слишком много замечаний, вновь усложнял работу, меня воспринимали по-старому. Эхо того впечатления, что я успел создать, еще звучало, хотя я твердо был намерен измениться и уже начал это делать.
Эхо впечатлений
«Эхо впечатлений» — это то, что сопровождает ваш образ. На рынке у вас может быть репутация серьезного игрока или ценного профессионала, но вас не посоветуют другу, который ищет место работы. Или не удивятся, если кто-то не уходит, а просто убегает из вашей команды. Возможно, вы уже поменяли стиль поведения, но о вас судят по уже сложившемуся представлению.
Не лишайте ни людей, ни компании второго шанса — все способны измениться!
Тем более сейчас, когда метаболизм у общества, технологий, личностей просто фантастический. Мы постоянно перерабатываем, пересобираем себя — кто этого не делает, остается за бортом.
Объективная оценка и самооценка в таком деле — шаг номер один.
Вы можете получить обратную связь методом 3600 или любым другим. Например, в Сколково, где я сейчас учусь, меня и остальных участников executive coaching познакомили с практикой под названием «День с тенью». Вам нужно провести целый день с человеком, наблюдая за ним и записывая в дневник свои мысли и чувства. По итогам этого дня готовится отчет из трех разделов:
- О напарнике: что понравилось, где зона его развития?
- О компании: какая она, что удивило?
- О себе: что понял, сравнивая, соглашаясь и отстраиваясь от партнера?
В итоге вы обмениваетесь отчетами, получаете обратную связь, но гораздо важнее навык наблюдения, глубокого слушания, анализа — тогда инсайты о себе и компании неизбежны.
Для меня эта практика оказалась откровением.
Моим партнером была девушка, собственник юридического бизнеса в Петербурге. Сама она живет в Москве, ведет сессии с предпринимателями и помогает им увеличить доход, а еще занимается боксом. Для нас обоих это было упражнение-откровение, которое поразило в том числе ценностью мыслей. Они приходят к тебе про тебя в процессе наблюдений за другими. Например, я отметил про себя, что легко даю советы, не всегда глубоко разобравшись в вопросе, не дав самому человеку понять, что происходит и что стоит делать. Второй инсайт — у любого обучения есть обратная петля, отрицательные или ограничивающиеся последствия, что важно учитывать. Кто осведомлен, тот вооружен.
Как сделать так, чтобы «эхо впечатлений» не настигало?
Один из способов — создать еще более яркое впечатление! Например, я обожаю ПиР — крупнейшую в России конференцию, посвященную профессиональному и личному развитию. В 2016 году я участвовал в ней в качестве зрителя. А в 2017 и 2018 годах вместе с Альбертом Тютиным был организатором секции «Продажи». На ПиРе всех интересует личная эффективность, счастье, никто не хочет слушать о продажах, поэтому нам пришлось делать из секции события! В первый раз мы открыли «Варьете продаж» — презентация в формате TED по мотивам Булгакова, я играл роль кота Бегемота, Альберт — Коровьева. Во второй раз устроили выборы лучшего тренера по продажам в декорациях американских выборов. Я был загримирован под Трампа, Альберт — под Обаму, была у нас и Хилари Клинтон, спикерам давалось не больше 10 минут… Никогда со мной не фотографировались так много! И, пожалуй, никогда до этого не слушали о продажах так увлеченно и с таким настроением!
Пусть ваше «эхо» будет гармоничным, друзья!